•Очередное народное IPO в ближайшее время готово состояться. АО «Air Astana» намерено привлечь 120 млн. долларов США для поддержки стратегии роста Компании.
•Акции будут предложены на трех площадках – KASE (Казахстанская фондовая биржа), AIX (Астанинская международная биржа), LSE (Лондонская фондовая биржа).
•Авиакомпания планирует реализовать доли обоих акционеров и дополнительно выпустить новые акции и GDR (глобальные депозитарные расписки, которые будут листинговаться на LSE). Одна GDR будет равна 4 акциям.
•В связи с глобальным предложением будет предоставлен опцион дополнительного предложения (over-allotment option) в размере не более 15% ГДР глобального предложения. То есть Компания имеет право выпустить дополнительно 15% акций от первоначального объема размещения.
•Наш прогнозный диапазон стоимости акции Компании $2,61 – $3,13 долл США, таким образом потенциал роста в течении года равен примерно 22,5%.
![](https://investdom.kz/wp-content/uploads/2024/01/Снимок-2-2.png)
О КОМПАНИИ
•Авиакомпания АО «Эйр Астана» была создана в 2001 году и входит в топ 50 лучших авиакомпаний в мире по версии Skytrax. 51% доли компании принадлежит АО «ФНБ «Самрук Казына», то есть Правительству РК и 49% BAE Systems Kazakhstan Ltd, которая является дочерней организацией BAE Systems PLC – британская компания. Авиапарк Компании состоит из 49 самолетов западного производства, средний эксплуатационный возраст которых составляет 5,2 года. Маршрутная сеть включает более 40 внутренних и международных рейсов. Высококвалифицированный персонал Компании, которая предоставляет более 6 000 рабочих мест, состоит как из преимущественно местных, так и опытных иностранных сотрудников. С осени 2005 года авиакомпанию возглавляет Питер Фостер, руководитель в области авиационного бизнеса со стажем более 30 лет. В мае 2019 года был успешно запущен первый отечественный лоукостер «FlyArystan».
•Несмотря на приостановку полетов в Россию и Украину, 2022 год стал самым успешным для Компании. Пассажиропоток увеличился на 11% по сравнению с показателем в 2021 году.
![](https://investdom.kz/wp-content/uploads/2024/01/Снимок-3-2.png)
![](https://investdom.kz/wp-content/uploads/2024/01/Снимок-4-2-1024x474.png)
![](https://investdom.kz/wp-content/uploads/2024/01/Снимок-5-2-1024x235.png)
•Увеличение количества пассажиров и коэффициент загрузки крайне важны для Компании с точки зрения долгосрочного успеха, окупаемости, увеличения доходов.
•В 2022 году пассажирооборот Группы на внутренних и международных маршрутах увеличился на 44% по сравнению с допандемийными показателями 2019 года.
•В 2022 году Группа перевезла около 7,4 млн пассажиров, что на 11% больше в сравнении с предыдущим годом (6,6 млн пассажиров в 2021 году).
•В 2022 году парк воздушных судов увеличился до 43 самолетов, средний возраст которых составляет 5 лет.
Основные нефинансовые показатели
•Цены и доступность авиатоплива зависят от колебаний рынка, местных и глобальных мощностей по переработке, периодов избытка и дефицита на рынке, а также метеорологических, экономических и политических факторов и событий, происходящих по всему миру, которые не поддаются контролю и которые Группа не может с точностью предсказать. Поскольку расходы на авиатопливо являются существенной статьей затрат Группы «Эйр Астана», волатильность цен на топливо оказывает прямое и существенное влияние на общую прибыльность авиакомпаний. Затраты на топливо составили 26%, 21% и 19% от общих операционных расходов Группы по состоянию на 31 декабря 2022, 2021 и 2020 годов соответственно. В 2022 году Группа использовала примерно 319 930 тонн авиатоплива, и эти объемы неизбежно продолжат увеличиваться по мере увеличения количества рейсов.
•В течение последних трех лет Группа продолжала пополнять свой парк воздушных судов более топливо-эффективными типами самолетов, включив в его состав модели Airbus A320neo, Airbus A321neo и Airbus A321LR. Компания активно управляет расходами на топливо, закупая его напрямую у местных нефтеперерабатывающих предприятий и выявляя альтернативных поставщиков для внутренних и зарубежных поставок. Программы подготовки пилотов включают обучение навыкам более эффективного и экономичного использования топлива. Группа закупает авиатопливо как у местных, так и у международных поставщиков, при этом доля местных закупок составляет около 74% от всего объема.
![](https://investdom.kz/wp-content/uploads/2024/01/Снимок-6-2-1024x455.png)
Планы Компании
•Компания ожидает, что общий объем авиаперевозок в Казахстане увеличится примерно с 7,5 миллионов пассажиров в 2022 году до 12,1 миллиона пассажиров в 2027 году, при этом совокупный среднегодовой темп роста составит 13% в течение пятилетнего периода (источник: прогноз пассажиропотока Казахстана на 2023–2027 годы от 25 сентября 2023 года, подготовленный Международной ассоциацией воздушного транспорта (IAAT)).
•Компания намерена превратить «Эйр Астана» в авиакомпанию с полным спектром услуг, которая улучшит доступ между Центральной Азией и Кавказом и крупными авиационными рынками, такими как Китай, Индия, Ближний Восток и Европа, преимущественно с использованием парка узкофюзеляжных воздушных судов. Использование парка узкофюзеляжных воздушных судов обеспечивает ценовое преимущество по сравнению с конкурентами, которые используют широкофюзеляжные воздушные суда для перевозки пассажиров по тем же направлениям.
•«Эйр Астана» намерена поддерживать рост за счет расширения парка самолетов, при этом ожидается, что общее количество самолетов увеличится с 49 в конце 2023 года до 80 в конце 2028 года. С добавлением новых узкофюзеляжных самолетов Компания нацелена на рост за счет добавления новых маршрутов и уплотнение существующих маршрутов. Например, Компания планирует увеличить количество еженедельных рейсов в Китай, чтобы удовлетворить ожидаемый спрос по мере восстановления пассажиропотока после COVID-19. Кроме того, пополнение парка самолетов Boeing 787 позволит «Эйр Астане» предлагать услуги премиум-класса на более длительных международных маршрутах, которые, по мнению Компании, могут быть сопоставимы с услугами лучших в своем классе глобальных сетевых перевозчиков.
Основные финансовые показатели
•Цены на авиатопливо от зарубежных поставщиков подвержены колебаниям товарного рынка в мире, тогда как цены на авиационное топливо из Казахстана, зависят от результатов переговоров непосредственно с перерабатывающим предприятием. Если это коммерчески приемлемо, Компания производит хеджирование с целью страхования рисков изменения цен на авиационное топливо от иностранных поставщиков, используя колл опционы, которые обеспечивают ценовую защиту по сравнению с согласованной ценой исполнения контракта. Группа смогла захеджировать все международные операции в 2022 году.
•Расходы на персонал увеличились на 28,1% и достигли 148,9 млн долл. США. Рост был обусловлен набором новых сотрудников из-за увеличившегося пассажиропотока и повышением заработной платы для большинства сотрудников, чтобы компенсировать самый высокий уровень инфляции за 12 лет. Согласно Дивидендной политике, Компания направляет на выплату дивидендов 30% чистой прибыли, определяемой на основе финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, за исключением случаев принятия акционерами иного решения. За период с 2019 по 2022 год Компания не начисляла и не выплачивала дивиденды. Предыдущая выплата дивидендов была осуществлена в 2018 году в размере 30% от чистой прибыли за 2017 год, что составило 626 долл. США на одну акцию. 31 марта 2023 года Годовое Общее Собрание Акционеров утвердило размер дивидендов за 2022 год в размере 7 516 млн тенге или 20% от чистого дохода Группы за 2022 год.
![](https://investdom.kz/wp-content/uploads/2024/01/Снимок-7-2-1024x455.png)
![](https://investdom.kz/wp-content/uploads/2024/01/Снимок-8-2-1024x437.png)
![](https://investdom.kz/wp-content/uploads/2024/01/Снимок-9-2-1024x471.png)
Страхование
«Эйр Астана» покрывает авиационные риски через пользующихся международным авторитетом брокеров на ведущих международных рынках страхования. Компания страхует свои авиационные риски посредством оформления следующих основных типов договоров страхования:
•Страхование воздушного судна (каско) – повреждение воздушного судна или его частей, полная гибель или пропажа без вести воздушного судна; страхование гражданско-правовой ответственности авиакомпании перед третьими лицами;
•Страхование воздушного судна – ремонт повреждений (с установлением франшизы);
•Страхование воздушного судна – повреждение воздушного судна или его частей в результате войны, терроризма, забастовок и т. п;
•Расширенное страхование воздушного судна и гражданско-правовой ответственности авиакомпании – война, теракты, забастовки, угон и т. п.
Основные риски
•Геополитическая ситуация. Военный конфликт между Россией и Украиной вызвал рост цен на сырьевые товары, сбой в глобальных поставках из-за анти российских санкций и отсутствие полетов в регионе в Россию и Украину. Компания потеряла 11% полетов. Решением данной проблемы было открытие новых маршрутов. В случае возникновения военных конфликтов в других регионах, Компания может столкнуться с теми же проблемами.
•Дальнейшее распространение коронавируса. Учитывая активное глобальное проведение вакцинации, а также полученный опыт борьбы с распространением, может позволить избежать деструктивных решений для бизнеса.
•Повышение стоимости топлива. Компания заявляет что тщательно контролирует расходы на топливо и обновляет парк топливо — эффективными видами самолетов. В 2022 году цены на нефть выросли, потому что глобальный спрос превысил предложение. Как следствие, риск повышения стоимости авиационного топлива сейчас является критическим для Компании. Из-за санкций в отношении России Компания приостановила действие долгосрочных контрактов с производителями авиационного топлива из РФ.
•Кредитный риск. Компания подвержена кредитному риску со стороны контрагентов. Невыполнение денежных обязательств банками-контрагентами может негативно повлиять на финансовые показатели и стабильность Компании. В 2022 году уровень риска сохранился на прежнем уровне на основании результатов количественной оценки риска: средневзвешенная вероятность дефолта для кредитных контрагентов была оценена ниже 5%.
Допущения и прогнозная стоимость
•В 2020 году Компания была вынуждена отменить рейсы в связи с введением карантина в рамках борьбы с распространением коронавируса. Данная мера разумеется негативно сказалась на финансовых показателях Компании. В 2020 году был зафиксирован убыток. В своих прогнозных расчетах мы исключили показатели 2020 года, так как распространение коронавируса это «черный лебедь», то есть событие которое является редким и трудно прогнозируемым.
•10 ноября 2023 года вступил в силу безвизовый режим Казахстана с Китаем, который дает право находиться в Китае на срок до 30 дней. На наш взгляд данная мера позволит Компании увеличить пассажиропоток в Китай и соответственно увеличить объем выручки.
•Совокупный среднегодовой темп рост выручки (CAGR) за 5-летний период составил 13,37%. На этом основании Мы предполагаем рост выручки 13% ежегодно в последующие прогнозируемые периоды.
•В данном анализе указаны данные взятые с финансовых отчетов Компании и с интегрированного отчета за 2022 год.
•Для оценки прогнозной справедливой стоимсти Компании Мы применили метод дисконтированных потоков (DCF) с учетом диведендных выплат и денежные потоки акционерам (FCFE).
•Наш диапазон прогнозной стоимости составил 942,9 млн долл – 1 094 млн. Долларов США.
![](https://investdom.kz/wp-content/uploads/2024/01/Снимок-12-1-1024x548.png)